Травмобезопасное рулевое управление является одним из конструктивных мероприятий, обеспечивающих пассивную безопасность легкового автомобиля – свойство уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Рулевой механизм рулевого управления может нанести серьезную травму водителю при лобовом столкновении с препятствием и смятии передней части автомобиля, когда весь рулевой механизм перемещается в сторону водителя. Водитель может получить травму также от рулевого колеса или рулевого вала в случае резкого перемещения вперед (до 300…400 мм) вследствие лобового столкновения, при слабом натяжении ремней безопасности.
Для уменьшения тяжести травм, получаемых водителем при лобовых столкновениях, которые составляют более 50 % всех дорожно-траспортных происшествий, применяют различные конструкции травмобезопасных рулевых механизмов. С этой целью кроме рулевого колеса с утопленной ступицей и двумя спицами, что значительно снижает тяжесть наносимых травм при ударе, в рулевом механизме устанавливают специальное энергопоглощающее устройство, а рулевой вал выполняют составным. Все это обеспечивает незначительное перемещение рулевого вала внутрь кузова автомобиля при лобовом столкновении с препятствием. В рулевом механизме рулевой вал состоит из трех частей, соединенных карданными шарнирами, а роль энергопоглощающего устройства играет специальное крепление рулевого вала к кузову автомобиля. В случае лобового столкновения, когда передняя часть автомобиля деформируется, рулевой вал складывается и незначительно перемещается в салон кузова автомобиля. При этом кронштейн крепления рулевого вала деформируется и поглощает часть энергии удара.
В рулевом механизме с энергопоглощающим устройством сильфонного типа рулевое колесо соединено с рулевым валом металлическим гофрированным цилиндром, который при столкновении деформируется, частично поглощая энергию удара, и обеспечивает небольшое перемещение рулевого вала в сторону водителя.
Для поглощения энергии лобового столкновения верхняя часть рулевого вала может быть выполнена в виде перфорированной трубы. На рисунке показаны последовательный процесс и максимальная деформация верхней части рулевого вала, которая весьма значительна. В травмобезопасных рулевых управлениях легковых автомобилей применяют и другие энергопоглощающие устройства, которые соединяют составные рулевые валы: резиновые муфты специальной конструкции, устройства типа японского фонарика, в виде нескольких продольных пластин, приваренных к концам соединяемых частей рулевого вала. При столкновениях резиновая муфта разрушается, а соединительные пластины деформируются, уменьшая перемещение рулевого вала внутрь салона кузова. Данный механизм, как и любые другие механизмы, подвержен износу, что может привести к появлению стуков и люфтов слышимих при проезде неровностей или при покачивании рулевого колеса из стороны в сторону. Часто эти стуки диагностируют как стук рулевой рейки, но это только иллюзия. На самом деле рулевая рейка не имеет к этому стуку никакого отношения. Очень часто единственным способом устранить подобный дефект возможно только заменой рулевой колонки в сборе. Но есть и другие способы устранить стук или свести его к минимуму не прибегая к покупке запасных частей. О них мы расскажем в следующих статьях. по материалам http://www.pavlov-iv.ru |